Почему Стабилизация письма поможет именно Вам и Вашему ребёнку?

Стабилизация письма работает за счёт 3 принципов. Они неразрывно связаны между собой и идут рука об руку. Сейчас я расскажу о каждом из них.

Первый принцип — автоматизация письма


Мы многое можем делать не задумываясь. Но только тогда, когда мы хорошо владеем навыком.

Например, когда Вы идёте домой, Вы можете болтать по телефону или слушать подкаст. Вы хорошо знаете дорогу и точно не заблудитесь, чем бы ни были заняты Ваши мысли. Процесс, который у нас на автомате, не требует мыслительных ресурсов.

А когда Вы идёте куда-то впервые, Вам нужно сосредоточиться на дороге.

Если Вы будете одновременно говорить с подругой, Вы можете свернуть не там и забрести вообще не туда, куда собирались. И Вам придётся ещё больше постараться, чтобы прийти в место назначения.

И пока будете разбираться, куда идти, точно пропустите то, что подруга говорит Вам по телефону.

Наш мозг устроен так, что мы не можем делать два дела одновременно. Исследования показали, что «многозадачность» на самом деле — быстрое переключение между задачами, и каждое переключение сопровождается потерей эффективности.

Исключение — когда одно из этих действий мы делаем на автомате. Мы не думаем о нём, мы просто делаем. Оно не забирает у мозга ресурсы, которые нужны для другого, более сложного дела.

Когда школьник выполняет любое письменное задание, ему нужно не только вести ручкой по бумаге. Нужно обдумать ответ, вставить правильную букву, сформулировать мысль… За урок дети пишут около 800 символов. Умножим на 5: именно столько уроков обычно в младшей школе. Ок, на 4, если сегодня физкультура.

Получается не меньше 3200 знаков в день!

И если каждый раз думать о том, как пишется та или иная буква, ни на что другое сил уже не будет. Письмо останется ужасно тяжёлым и неприятным занятием, отбирающим все силы и всё желание учиться. Так появляются глупые ошибки: пропуск букв и слов, жы и шы…
Когда движения руки автоматизированы, ребёнку не нужно тратить силы на то, чтобы вспомнить, как писать букву или удерживать строчку. Он пишет на автомате — так же, как Вы моете посуду или наливаете себе чай.

Ребёнок меньше устаёт, ошибок по невнимательности становится всё меньше, а обучение снова приносит радость.

Если раньше его мозг был загружен «технической частью» — как правильно наклонить букву, где сделать петлю, как соединить элементы, — то теперь это происходит на автомате, без осознанного контроля. Ребёнок может не замечать, что мозг проделывает эту огромную работу. Но это всё равно происходит.

Когда письмо перестаёт быть тормозом, ребёнок начинает делать уроки быстрее, увереннее и без истерик. Вы видите, что он сам садится за задания, доводит их до конца и даже в школе чувствует себя спокойнее. У Вас появляется время для себя и больше поводов гордиться его самостоятельностью.

А конфликтов, наоборот, становится меньше.

Второй принцип — освобождение ресурсов мозга


Когда письмо автоматизируется, высвобождаются ресурсы для более сложных задач: понимания задания, поиска решения, применения правил, запоминания новой информации. Это как у взрослого с вождением: пока учишься, всё внимание уходит на педали и руль, а когда навык автоматизировался — можно думать о маршруте и дороге в целом.

Когда действия выполняются на уровне привычки, ребёнок работает быстрее и меньше устаёт. Он не тратит время и силы на обдумывание каждого штриха. Он делает меньше ошибок, потому что сосредоточен на смысле заданий, а не на механике письма.
Это подтверждается исследованием (Jones & Christensen, 1999). Они выяснили, что автоматизация письма снижала количество ошибок и позволяла сосредоточиться на содержании. Дети писали тексты быстрее и содержательнее, если не зависали на письме.

Если ребёнок пишет на автомате, его мозг не перегружается.

Домашка делается быстрее, без истерик и затягивания, остаётся время на игры, общение и отдых. Вы видите, что ребёнок увереннее идёт в школу, меньше устаёт и приносит хорошие оценки, а у Вас исчезает необходимость контролировать каждую мелочь.
У меня была необыкновенно одарённая ученица. Читать она научилась в 3 года, в 5 лет уговорила маму отдать её в школу. Несмотря на возраст, девочке всё давалось легко.

Кроме письма: в 5 лет её пальцы ещё не были достаточно подвижными. Но первые два года даже это ей не мешало.

Но в 3 классе она вдруг стала стремительно отставать от одноклассниц. Она не понимала, как решать задачи, делала совершенно нелепые ошибки: пропускала буквы, писала не те слова... И даже устно она отвечала не столь блестяще.

Милена стала часто приходить без домашки. И что самое страшное — та радость, с которой она приходила на уроки с 1 класса, начала затухать…

Мне говорили, что так бывает с вундеркиндами. Что после головокружительного успеха всегда наступает откат. Что, возможно, ей стоит замедлиться и остаться в 3 классе ещё на один год.

Но я не хотела в это верить и искала решение проблемы.

Я пересмотрела все её тетради. Меня осенило: в 3 классе мы уже много писали, а Милене было всё так же трудно. Буквы были огромными и угловатыми, не могли устоять на строке, а прыгали, как кузнечики.

Это было сложно прочитать. А значит, писать было ещё сложнее.

Мы сразу принялись исправлять эту проблему. И через 3 месяца я вновь стала узнавать свою ученицу: она снова быстро находила ответы и радостно бежала на уроки.

Милена продолжила обучение с опережением на 2 года и сейчас уже учится в колледже.

Третий принцип — развитие мозга и внимания


Доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с речью и мышлением.

Александр Лурия — один из основателей нейропсихологии — писал, что «развитие тонких движений пальцев находится в тесной связи с развитием речи, так как в мозге зоны, отвечающие за движения руки и речевую артикуляцию, расположены рядом».

Письмо — один из самых эффективных способов развивать мелкую моторику.

Лепка и рисование тоже полезны, они эффективны для общей моторики, создают прочную и полезную основу. Однако письмо включает координацию мелких движений пальцев, запястья, локтя и плеча, а также планирование движений — всё это ключевые компоненты мелкой моторики.

Именно когда ребёнок пишет от руки, у него одновременно активируются несколько ключевых систем мозга:
Исследования (James & Engelhardt, 2012) показывают, что письмо задействует больше нейронных связей, чем печатание на клавиатуре.

Это значит, что письмо от руки — не только полезный прикладной навык. Оно ещё и развивает когнитивные функции: внимание, память и способность к саморегуляции.

Правильная практика письма тренирует нейронные связи между разными зонами мозга, укрепляя и развивая их. А чем лучше развиты эти связи, тем легче ребёнку удерживать внимание, переключаться между задачами и быстрее обрабатывать информацию.

Верно и обратное. Если ребёнку трудно удерживать внимание или переключаться между задачами, значит, его нейронные связи недостаточно развиты.

Так и появляется Зависание на письме.

И чтобы его победить, нам нужно прокачать мозг и внимание. Напрямую, через работу над письмом.

И я нашла быстрый и надёжный способ.

Это Стабилизация письма.

В основе Стабилизации письма — прописи, проверенные временем. По таким когда-то учились наши бабушки. Но я взяла из них только лучшее.

В этих прописях удобный шрифт и хорошая разлиновка. Но почти сразу — сложные буквы.

Я нашла другие прописи, в которых буквы собраны в удобные группы: сначала идут все с крючками, потом — с овалами и так далее. Но в остальном они проигрывали старым добрым советским прописям.

Я не нашла такой системы, которая решала бы проблему Зависания на письме в полной мере.

Поэтому я объединила две идеи и создала свою.
Стабилизация письма стоит на прочном фундаменте: с одной стороны, это проверенные временем методики, а с другой — новейшие исследования в области педагогики и психологии.

Ведь сегодня дети не такие, как 50 лет назад. Да и педагогика как наука ушла далеко вперёд.

Но точно ли Зависание на письме — это Ваша проблема? Я подготовила для Вас короткий и простой тест.

Ответьте на эти вопросы. За каждый ответ ДА начисляйте себе 1 балл.
Если Вы набрали 3 балла или больше, Стабилизация письма — это то, что Вам нужно.

И хорошая новость — Вы в шаге от решения проблемы.

Чтобы запустить изменения, Вам не нужно кардинально перестраивать жизнь или часами просиживать за столом вместе с ребёнком.

Всё, что требуется — это регулярные маленькие шаги. Всего по 10-15 минут в день.

Именно такая короткая, но стабильная практика даёт результат: уже через 6-8 недель у большинства детей заметно улучшается беглость и лёгкость письма.
Именно эти маленькие шаги, повторяемые каждый день, и приводят к тому, что ребёнок перестаёт Зависать на письме и спокойно двигается дальше — к самостоятельной учёбе.

А что если…?


Что делать, если ребёнок вообще не хочет писать? Как его «подсадить» на эту систему, если он сразу в отказ?

Когда у ребёнка большой опыт неудач, ему трудно представить, что бывает иначе. Если его много ругали из-за учёбы, он не верит в то, что он может быть в ней успешным.

Поэтому если ребёнок сразу идёт в отказ, первая задача — дать ему опыт успеха.

Для этого первые задания должны быть простыми и короткими — на 5–7 минут, не больше. Чтобы ребёнок мог их полностью выполнить без усталости.

И очень важно каждый раз отмечать успехи, чтобы закрепить связь: «я попробовал — у меня получилось». Таким образом у ребёнка будет много побед — пусть и небольших. И каждая такая победа станет маленькой радостью.

А радость — это не просто настроение. Это работа мозга. Когда ребёнок понимает, что у него что-то получилось, выделяется дофамин — «гормон мотивации». Он как внутренняя награда: мозг запоминает, что писать приятно, и хочет повторить это снова.

И тогда мы можем постепенно увеличивать сложность и объём заданий. Но сопротивления уже не будет, потому что появится прочная связь между процессом письма и радостью от того, что всё получается.
Как быстро я увижу первые изменения? Это недели, месяцы?

Первые изменения родители обычно видят уже через 2-3 недели. Уходит сопротивление, строчки перестают плясать, буквы принимают свой истинный образ.

За месяц становится заметно, что ребёнок меньше устаёт и быстрее делает задания. А устойчивый результат, когда письмо перестаёт быть проблемой, обычно закрепляется за 2-3 месяца.

Поможет ли это, если проблема не только в письме, но и в нежелании учиться в целом?

Конечно! Нежелание учиться часто идёт именно от того, что базовые навыки не автоматизированы и забирают много сил. И из-за этого учёба даётся тяжело. Когда письмо перестаёт «тормозить» ребёнка, он высвобождает силы и на чтение, и на математику, и на любые другие задания.

Поможет ли Стабилизация письма, если мой ребёнок пишет хорошо , но домашку все равно делает только с боем?

Даже при аккуратном письме у ребёнка может уходить слишком много сил на письмо. И тогда ребёнок справляется, но на пределе своих сил.

То есть внешне всё как будто в порядке, но внутри у ребёнка ощущение тяжести от любого учебного дела.

Я не говорю, что не бывает других проблем, кроме Зависания на письме.

Но вот по каким признакам можно определить, что дело именно в нём:

✅ ребёнок пишет очень медленно и перестаёт писать, как только вы отпустите контроль;
✅ после двух-трёх упражнений начинает жаловаться, что болят пальцы;
✅ может долго сидеть над одной строкой, хотя уже сформулировал ответ;
✅ бойко отвечает на вопросы устно, но когда нужно записать ответ, как будто забывает всё сказанное.

Какие реальные примеры улучшений были у детей, похожих на моего? Можно ли увидеть их почерк до/после? Как изменились их отношения с домашкой после Стабилизации письма?

Да, у меня есть работы детей с разными стартовыми точками.

Одни дети просто отказывались писать, другие писали медленно и напряженно. После Стабилизации письма они начали писать охотнее и без жалоб на усталость.

И главное — письмо перестало отнимать у них все силы. Ребята перестали саботировать домашку. А выполнение ДЗ теперь требует гораздо меньше времени.
Как долго держится результат? Можно ли один раз стабилизировать письмо и больше не возвращаться к этой теме?

Качество любого навыка зависит от того, как часто он используется. Однако если навык автоматизирован, то даже после большого перерыва его можно быстро восстановить. Именно поэтому говорят, что нельзя разучиться ездить на велосипеде.

Школьник будет много писать как минимум до конца 9 класса. Поэтому жизнь сама заставляет его поддерживать этот навык.

Поэтому Стабильное письмо остаётся с ребёнком навсегда. Даже когда он закончит школу.

Посмотрите на тетради Макара (про него я рассказывала выше):

как он писал до Стабилизации письма

сразу после применения методики

и сейчас, когда прошло 3 года

Мой ребенок уже в 4 классе и не станет заниматься прописями, как первоклашка.

Многие родители (и дети!) думают, что прописи — это для малышни. Из-за этого даже не допускают мысли сделать пару шагов назад, даже когда понимают, что это принесёт пользу.

Но Стабилизация письма — это совсем не то же самое, что прописи. Это системная тренировка, которая помогает довести письмо до автоматизма.

Для ребёнка 4-го класса это значит не учиться писать заново, а наоборот — освободить голову от постоянного контроля над пальцами и сосредоточиться на задачах посерьёзнее: примеры, правила, сочинения.

Я много раз видела, как дети постарше втягиваются в процесс: они быстро понимают, что это не скучные прописи из школы, а понятные, короткие шаги, которые реально упрощают им жизнь. И даже подростки — из средней и старшей школы — охотно занимаются по методике, потому что видят быстрый и стабильный результат.
Подходит ли методика детям с особенностями — например, с дисграфией или СДВГ?

Да, подходит! Это методика буквально родилась благодаря таким детям. Она специально построена так, чтобы любому ребёнку было проще концентрироваться.

Я много работала с детьми с разными особенностями и знаю, с какими сложностями они сталкиваются. Поэтому я позаботилась о том, чтобы учиться было просто и понятно. Детям дисграфией, СДВГ и многими другими особенностями важно давать чувство уверенности и опоры. И следить за тем, чтобы нагрузка подходила именно вашему ребенку.

Как реализовать эту методику дома, потратив минимум времени и сил, читайте на следующей странице

вместо ____.ru - вставить обязательно свой сайт
Made on
Tilda